среда, 7 ноября 2007 г.


«Почему-то, по мнению некоторых снобов, киевские мифы о Львове историческом, культурном, бандеровском или провинциальном сводятся к тому, что Львов, – просто-напросто маргинальный. Такой себе Луганск на западе. Точнее Анти-Луганск. Именно из-за культурной парадигмы. […]
Если в столице парвеню, кроме хорошей одежды и хороших машин, претендуют еще и на публичность, то во Львове это все эти амбиции дальше воскресного подноса в церкви не распространяется. Отсюда и происходит цепочка творческих фиаско. Хорошая публика, умная и богатая обходит театры стороной, а до джазовых клубов не доходит, поскольку джаз, как правило, играется в каких-то «рыгаловках», а на концерты Гарика Кричевского – «как-то оно не того»... Вот и приводит эта цепочка к почти поголовной неуверенности в среде творческой интеллигенции Львова. Писатели ковыряются в собственных страхах, художники в собственной бедности, монументалисты не пытаются продвигаются дальше надгробий и сакральной бытовухи. А театры просто безжизненны. Вся «экзистенциальность» львовской театральности объясняется не столько преступным недофинансированием, сколько страхом поднять бурю мещанского недовольства. Поэтому что-либо большее, чем водевиль, львовскому зрителю не грозит. И за этот свой водевильный комфорт он голосует кошельком. А если нужно, то еще и организует «статейку-в-газетку». […]

Львов – Львiв – Lemberg. Парк им. Ив.Франко

Так не делает ли жизнеустройство Львова своих горожан более ущербными по сравнению с жителями других городов? Например, в смысле продвижения по карьерной лестнице, скажем, в столице? Да нет же! Напротив - Львов готовит своего жителя быть достойным славы Виктюка, Фридмана, Башмета, куда бы тебя черти не занесли. И потому нужен мировой клуб львовян. Именно так - МКЛ. Мировой. Не по аналогии с одесситами. Здесь больше сакрума.
Чего по-настоящему удалось достичь после последних выборов благодаря львовской самодостаточности, так это изменить парадигму восприятия Львова, а заодно и львовян, жителями других городов, как прибывающих в сам Львове, так и пребывающих вне его границ. Современные информационные технологии плюс к тому же чувство меры и вкуса порождает абсолютно новую реальность. Вне риторики части совковой интеллигенции и вне риторики диссидентской и депутатской о второй или даже духовной столице, нужной разве что для задуривания галицкого люмпена, создается ситуация адекватного восприятия Львова как важного моста, города культурно и информационно состоятельного. Именно таким должен быть город-врата на границе с Европейской унией. […]
Следовательно, для самоуважения основание и повод имеются. Но не для спеси. Кроме спеси, у львовян еще осталось достаточно аристократизма. И эту аристократическую осанку не спутаешь ни с какой другой.»

В. Цыбулько «О грехах и
добродетелях Львова сегодняшнего»
(по материалам www.zaxid.net, перевод
с украинского - А.Хохулин)
Фото: костёл Марии Снежной; парк Костюшко
(ныне парк им. Ив.Франко) © О.С.