четверг, 1 ноября 2007 г.

Львов – Львiв – Lvov. ул. Подвальная

"Сам я уехал из Львова, когда мне было всего лишь четыре месяца, – в свое оправдание могу сказать, что это случилось не по моей воле... […] Теперь я живу в Кракове и, если бы не присущая мне сдержанность, мог бы восторженно заверить вас, что я в этом городе счастлив. С восторгами следует обращаться достаточно осторожно, тем не менее, не могу удержаться от того, чтобы не воспеть хвалу таким городам как Краков или Львов. То есть городам небольшим, в сравнении с такими гигантам как Лондон, Париж или Москва, такими городами, в которых сохранилась определенная гармония природы и цивилизации (разве есть еще где-то такие замечательные парки и такие старые деревья!). Которые притягивают к себе учёных и художников, но в то же время не отталкивают инженеров и людей технических профессий... Иными словами, я имею в виду НЕ-столицы, в которых не встретишь амбициозных карьеристов, нацеленных на министерские портфели, то есть города во многом более спокойные.

Я думаю, что за такими городами будущее, что именно здесь жизнь может быть наиболее интересной. Здесь можно (или можно будет) сочетать интересную работу с культурной жизнью (театр, филармония, хорошие кинотеатры, встречи и выступления). Здесь будет возможность совместить городскую жизнь – а каждый из нас любит эту самую городскую жизнь – с пребыванием на лоне природы, которая окружает наши города и, кажется, смотрит на нас с интересом: что же эти люди делают... В Париже, который я так хорошо знаю, чтоб увидеть ближайшее поле или опушку, нужно сесть в автомобиль или пригородный поезд и ехать, ехать, с нетерпением дожидаясь, пока не исчезнут дома и медленно среди фабрик и построек так называемой Zone Industrielle (Промышленной Зоны), покажутся зеленые пригороды. […]

Львов – Львiв – Lviv. ул. О.Кобылянской

Мне кажется, что молодые львовяне должны думать о жизни именно во Львове. Перед тем пусть, однако, уедут на год, два или больше за границу; нет лучшего приготовления к жизни в родном городе, чем временная разлука с ним. Понятно, что стоит познать большой мир, страны более богатые и лучше развитые, чем наши, которые имеют лучшие университеты и музеи […] Но позже, после месяцев или лет, проведенных вдалеке от своего города, хорошо к нему вернуться.

Я знаю, что Польша - это страна, которая благодаря эмиграции потеряла (и дальше продолжает терять) сотни тысяч людей, в том числе наиболее образованных... […]
Когда, однако, встречаю моих земляков за рубежом и в Кракове, то мне кажется, что тем, кому жизнь удалась здесь, на родине, обладают чем-то большим, чего не имеют поляки, часто много более зажиточные, в других странах. Чем является это нечто? Очень трудно это определить - но рискну: думаю, что те, которые остались в собственной стране, имеют возможность почувствовать, что их усилия, труд, деятельность являются весомым вкладом в общее благосостояние, что их жизнь имеет вполне конкретное основание, которое, хотя и неосязаемо, но все же существует всюду, где величие предков утверждаются каждодневными достижениями живущих поколений.

И, может, потому стоит остаться у себя, дома, для того, чтобы принадлежать к той невидимой целостности, большой семье (которая так часто нас раздражает, какую мы бы хотели исправить, реформировать). Название ее - общество. Греки называли ее проще: город, polis, и может, их терминология наиболее удачна."

А. Загаевский «Львов – это настоящий полис»
(по материалам www.zaxid.net,
перевод с украинского - А.Хохулин)
Фото: улица Подвальная; улица О. Кобылянской © О.С.