понедельник, 17 сентября 2007 г.

Львов – Львiв – Lwow. Храм Иоана Крестителя.

«Что вы сделали со Львовом, господа архитекторы и патриоты, дети “Пьемонта”? Остановитесь, придите в себя, покайтесь перед светлыми тенями забытых предков! Пора уже нам всем миром выводить город из той агонии, в которой он сейчас бьётся. Пора поднять львовскую общественность и сформировать своё общественное мнение, не конъюнктурное и бездушно прагматичное, а наше, доподлинно львовское. Пусть кто-то скажет, что это будет как-то по-провинциальному. Но и Львов не Киев, и не Москва или Питер, и даже не Торонто или Лас-Вегас. Ведь, в конце концов, Лас-Вегас – город в пустыне, который живет не доходами от инвестиций в развалившиеся предприятия, а от игорных заведений, шоу-бизнеса и туризма. А мы, имея туристическую “Мекку”, хотим восстанавливать львовскую тяжёлую промышленность, рабочие места на заводах и БАМовские спальные районы Львова – советское послевоенное наследие города.

Не нужно нам во Львове столько «села» – всех этих «Пузатых» и «Картопляных» хат, столько «Сельпо», «Семь поросят» и техасских забегаловок «Макдоналдс» (заведения общепита и торговые центы – О.С.). Зачем во Львове столько вновь построенных сельских церквей – хватило бы аутентичных Кривчицкой и Сиховской, стоящих со времен Богдана? Зачем нам в центре европейского города «Ред бул», «Украинские цыплята» и всякий другой «Бул шіт»?

Львов – Львiв – Lemberg. св. Ян из Дукли.

Зачем нам во Львове столько никудышных памятников? Мы же за последние 10-15 лет установили больше мемориальных досок и нелепых монументов, чем все те, что существовали при Австрии, Польше и “советах”. Чем по-сути будет отличаться памятник С.Бандере от стелы “Освободителям” на Стрыйской, от официозного изваяния Маяковского, Ленина или Дзержинского? Где пропорции и красота памятника “Просвите”? Что символизирует этот монстр на фоне решеток в начале ул. С. Бандеры, напротив МВД?

Неужели никому не бросается в глаза, как отличается монументальная величественная часовня польского военного захоронения на Лычаковском кладбище от простецкой кирпичной часовенки, тут же рядом, в яме, под колонной с Архангелом Михаилом? Там, на Лычаковском кладбище, возле скромного чугунного памятника на могиле магистра Ф. Смольки я услышал из уст экскурсовода-польки, что до 1939 года Львов имел душу, а теперь этот город без души. Эти слова сначала возмутили меня. Но потом подумал: она отчасти права. Неужели украинская душа так ничтожна и мелочна, что не в силах исполнить собой этот величественный город, в который сокровища своих сердец и гения на протяжении веков вкладывали итальянцы, немцы, австрийцы, греки, армяне и поляки? Неужели мы настолько обыватели и деревенщина, что способны лишь наполнять собственные карманы – грошвой, гаражи – машинами, а подвалы – картошкой и огурцами?»

Ю. Волощак «Битва за Львов только начинается»
(«Львовская газета» от 08 февраля 2006 года,
по материалам www.mankurty.com,
перевод с украинского - А.Хохулин)
Фото: вид с площади Старый Рынок
на храм Иоана Крестителя; фигура
Ивана Блаженного (св. Ян из Дукли) © О.С.