пятница, 7 сентября 2007 г.

Львов – Львiв – Lwow. ул. Староеврейская

«Когда я иду по улицам Львова, где два года училась моя мама, эмигрировавшая сюда из Варшавы в 1939 году, меня не оставляет ощущение, что я вернулась домой. Ведь это исконно польский город, точно так же, как Бреслау и Штеттин (Вроцлав и Щецин) – города исконно немецкие. Львов – самый красивый польский город. С таким же правом он является еврейским городом, правда там, где раньше стояли синагоги, сейчас можно найти только памятные доски. И это тоже до боли знакомо, здесь, как и в Польше, такие же бреши, такой же упадок, такая же эрозия памяти.

Я брожу по Львову и вижу памятник великому польскому поэту Адаму Мицкевичу, который установлен ещё в довоенное время. Я прохожу по улице, которая все еще носит имя известного польского писателя Генриха Сенкевича, я нахожу по карте, изданной мэрией города, собор, который обозначен на ней, как «польский костел Девы Марии».

Львов – Львiв – Lemberg. Cобор св. Юра

Невероятное переплетение в прошлом этого города польско-еврейско-украинско-немецких отношений представляется мне гордиевым узлом, пропитанным кровью. Невозможно было, не испачкавшись кровью, пытаться развязать этот узел, не существует и сейчас какого-либо способа этот спутанный в хитросплетении клубок превратить в стройные нити, из которых можно бы было легко соткать устраивающую всех версию исторических событий. Не существует этого, общего для всех четырех народов, исторического рассказа. Существуют только параллельные монологи, которые, в лучшем случае, лишь в отдельных фрагментах совпадают друг с другом.

Возьмем, к примеру, 17 сентября 1939 года, день, когда по улицам этого города маршировали советские войска. Немцы рассматривали это как неизбежную тактическую уловку, необходимую для того, чтобы впоследствии, как надеялся Гитлер, окончательно устранить нависшую советскую угрозу. Для украинцев это означало конец ненавистного польского господства и, в то же время, приход нового тоталитарного режима, для страха перед которым у них были все основания. Для местных поляков это была национальная катастрофа ужасающих масштабов. Для евреев же это было спасение. Это не означает, что евреи, приветствовавшие на улицах Львова Красную армию, были коммунистами или сочувствовали социалистическому режиму. Они просто знали, что альтернативой советским войскам был бы немецкий Вермахт. Они имели все основания для радости.

Львов – Львiв – Leopolis. св. апостол у Кафедрального собора

Ну, а теперь поставим себя на место их польских сограждан, которые вынуждены были наблюдать, как их еврейские соседи приветствуют вторжение агрессора. И как при этом можно вообще представить, что все четыре стороны смогут найти единую точку зрения на эти события сентября 1939? Я не верю в это. Но я считаю уже большим достижением, что сегодня мы можем хотя бы выслушать точку зрения каждой их сторон на эти исторические события, не опасаясь услышать в ответ призывы к немедленной казни кого-либо из оппонентов.»

K. Gebert «Гордиев узел. Украинцы, поляки, немцы, евреи.
Где лежит Европа. Глядя из Львова»
(по материалам www.mankurty.com, перевод с немецкого)
Фото: улица Староеврейская, ворота собора св. Юра,
св. апостол у стен Кафедрального собора © О.С.