воскресенье, 1 июля 2007 г.

Львов – Львiв – Lvov. Кафедральный собор

«Оглядываясь назад, в истории Львова можно выделить четыре исторических периода, удивительным образом запечатлённых в архитектуре города, четыре этапа развития города, которые сформировали его неповторимый дух. Это древнерусский Львов, который заложил основу города, Львов времён ренессанса – город великого торгового пути, Львов эпохи модерна – город возрождения трёх (украинского, польского и еврейского) народов, а также город украинского и польского (должно это признать) национального самоутверждения. […]

Львов стал наследником многих культур. На его византийскую сущность наслоились пласты польского, немецкого, еврейского, армянского, австрийского, а затем русского и советского влияния. Через Львов осуществлялось внедрение европейских веяний, через него пришли в Украину католицизм, протестантство, контрреформация, хасидизм, франкизм, сионизм. Львов подвергался разрушительному воздействию социализма/коммунизма и национализма. Город перепробовал все значимые архитектурные европейские стили – ренессанс, барокко, рококо, классицизм, чтобы найти своё истинное лицо в изнеженном венском модерне.

Свою самодостаточность Львов обретал через магдебургское право, автономию Koenigreich Galicien und Lodomerien, австрийский парламентаризм. В независимой Украине город старается существовать на принципах пусть и ограниченного, но всё-таки саморегулирования.

Львов – Львiв – Lviv. Монастырь Бенедикток

В истории украинского национального движения Львов не раз играл ключевую роль. Впервые – в конце XIX в., когда из-за преследования российского царизма центр национального движения переместился из восточной Украины в Галичину. Именно тогда Галичину сравнивали с Пьемонтом, имея ввиду, что она призвана сыграть в судьбе Украины такую же роль, как и Пьемонт в деле освобождения и объединения Италии. Во второй раз Львов стал средоточием украинской политической жизни в 20-30 годах ХХ в., когда тоталитарная система СССР пресекала любые проявления самоопределения народов, и только на Западной Украине, вопреки притеснениям польского правительства, освободительное движение продолжало нарастать. Однако, в обоих случаях Львову так и не удалось сыграть роль столицы «украинского Пьемонта» в полной мере. […]

После объединения Украины при советской власти, когда сопротивление националистического подполья было задушено, Львов, казалось, навсегда превращается в заурядный областной центр СССР, хотя и с определённой «местной спецификой». Но даже тогда, большинство украинских патриотов верили, что новое национальное возрождение начнётся именно во Львове. И Львов оправдал эти надежды в конце 80-х, когда во времена горбачёвской перестройки и гласности появились первые ростки свободы. Тогда Львов первым стал на путь борьбы за национальную государственность, вовлекая в это движение всю Украину, и в третий раз, превратившись в центр национального возрождения.

Львов – Львiв – Lwow. Костёл Марии Снежной

Почему именно Львов? Оказавшись под властью большевиков только в 1939 г. (вернее сказать, в 1944), Львов в меньшей степени подвергся воздействию коммунистической системы. Он и в годы советской власти остался одним из наиболее украинизированных городов Украины, где вопреки всем попыткам русификации господствовал украинский язык. КГБ и коммунистической пропаганде не удалось стереть память о национально-освободительном сопротивлении. Дело подпольщиков 40-50-х годов уже другими методами продолжили диссиденты 60-70-х – Львов стал одним из важнейших оплотов диссидентского движения. Несмотря на атеистическую пропаганду, Галичина оставалась цитаделью религиозности, что в условиях советского строя было проявлением нонконформизма. В подполье продолжала действовать запрещённая Украинская Греко-Католическая Церковь.

Однако после обретения Независимости город оказался на распутье. Амбиции политических лидеров расширились до общеукраинских масштабов, национал-демократический истеблишмент переехал в Киев. Практически никого не волновали проблемы собственно региона и Львова. Национал-демократические, а потом постнационалистические лидеры воспринимали Галичину, как надёжное прикрытие своих тылов, гарантирующее им получение очередного депутатского мандата. Результатом этого явилось то, что регион и город стали деградировать: экономически, политически, социально. Пришло время осознания этой ситуации, трезвого взгляда на действительность. Необходимо определиться относительно своих возможностей и дальнейших перспектив. Естественно, не стоит бросаться в утопические проекты подобные созданию водного пути от Гданьска до Галаца, однако, если ничего не планируешь, то ничего и не достигнешь – город и регион подвергнутся дальнейшей стагнации».

Т.Возняк «Львів. Sine qua non - "без чого немає"»
(по материалам www.ji.lviv.ua, перевод с украинского - О.С.)
Фото: св. апостол у стен Кафедрального собора со стороны
ул. Галицкой; ворота бывшего костёла и монастыря
Бенедикток; фрагмент фасада костёла
Марии Снежной © О.С.